Российская врачебная газета «Медицинский вестник»:
На одном из последних заседаний городского штаба по координации деятельности в сфере транспорта исполняющий обязанности зампредседателя комитета экономики и промышленной политики Владимир Барканов ошеломил собравшихся известием о том, что в 2003 г. в Петербурге появится новый вид транспорта — надземный экспресс.
По мысли чиновников, строительство и эксплуатация эстакад навесной железной дороги обойдется дешевле, чем прокладка метро. К тому же, можно будет спокойно и без ущерба для населения избавиться от маршрутов наземного транспорта, дублируемых «воздушными экспрессами».
В свою очередь, это позволит разгрузить автотрассы и улучшить экологическую обстановку (в зоне работы экспресса объемы вредных выбросов снизятся в среднем на 10%). Однако так ли безопасен этот проект, как кажется на первый взгляд?
В настоящее время достоверно установлено, что железнодорожный транспорт генерирует мощные электромагнитные поля. Исследования ученых из санкт-петербургского филиала Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН (ИЗМИРАН) доказывают, что именно они являются причиной многих серьезных заболеваний, а в ряде случаев и преждевременной смерти…
Угроза электромагнитного смога
По своему происхождению электромагнитные поля делятся на естественные и искусственные. К первым относятся атмосферное электричество, постоянное магнитное поле Земли и геомагнитные бури. Вторые являются порождением научно-технического прогресса.
До середины ХХ в. ученые просто-напросто не обращали внимания на электромагнитный смог. Считалось, что «слабые» поля с частотами менее 300 Гц, типичные для нашего окружения, близки к магнитному полю Земли и не могут представлять опасности для человека.
Однако в 1960-е гг. появились первые сообщения о головных болях, повышенной утомляемости, болях в области сердца, головокружении и бессоннице у людей, работающих на силовых подстанциях и подвергающихся в течение рабочего дня воздействию низкочастотных электромагнитных полей.
В 1979 г. исследователи Вальтхаймер и Липер установили связь между повышенным уровнем электромагнитных полей на работе и дома и увеличением числа злокачественных новообразований у взрослых и детей.
Долгое время в центре внимания исследователей оставались техногенные поля с частотой 50–60 Гц, генерируемые ЛЭП, из-за их возможной связи с увеличением онкозаболеваний. Однако исследования последних лет показали, что поля в крайне низкочастотном (10– 300 Гц) и ультранизкочастотном (0–10 Гц) диапазоне обладают гораздо большим биоэффектом.
Так, при исследованиях было установлено, что магнитные поля частотой 0,2 Гц увеличивают время реакции человека, частотой 1 Гц негативно сказываются на способности к обучению, а частотой 5 Гц ухудшают вербальную память…
Объясняется этот феномен тем, что слабые магнитные поля находятся в области частот нормальной волновой активности мозга, которые соответствуют основным физиологическим ритмам человеческого организма (ЭЭГ, ЭКГ, частоте дыхания и т.п.) А значит, пребывание в электромагнитных полях с крайне низкочастотным и ультранизкочастотным диапазоном не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Но так ли их много в нашем окружении?
Убийцы с ласковыми именами
Все без исключения магнитные поля генерируются электрическими токами. Соответственно, интенсивность этих полей зависит от геометрии электрических цепей, силы тока в проводниках и от расстояния наблюдателя до электрической цепи.
Наиболее сильные электромагнитные поля (на частоте 50–60 Гц) дает, как ни странно, бытовая техника. Холодильник, к примеру, генерирует на своей поверхности магнитное поле напряженностью в 1 мкТл, кофеварка — в 10 мкТл, микроволновая печь — в 100 мкТл, электробритвы же и фены — от 500 до 2000 мкТл.
Много это или мало, сказать трудно, однако напряженность магнитных полей под ЛЭП, о вреде которых все мы наслышаны, составляет всего 5 мкТл.
Впрочем, не спешите в ужасе отключать холодильник и выбрасывать в окно любимый фен — электромагнитные поля от бытовой техники генерируются в основном круговыми токами малого диаметра, их интенсивность быстро спадает (почти до нуля) на расстоянии в полметра.
Достаточно не спать рядом с холодильником, не сидеть днями и ночами у компьютера, и зловредные поля обойдут вас стороной.
Сложнее обстоит дело с промышленными полями, протяженность которых намного больше. В рабочих зонах сталелитейного производства, где для плавки используются электропечи, уровень напряженности магнитных полей колеблется, к примеру, от 3 до 10 мкТл. Петербург же, как известно, город промышленный… К счастью, фазы полей переменного тока обычно близки, поэтому промышленные поля в значительной степени компенсируют друг друга.
Однако не спешите радоваться. Самые сильные электромагнитные поля большой протяженности в густонаселенном городе дает электротранспорт.
Ездить быстро, умереть молодым?
Довольно долго ученые считали трамваи, троллейбусы, метро и тому подобные средства передвижения на постоянном токе экологически чистыми и абсолютно безвредными для здоровья.
Однако измерения, сделанные в 1978 г. группой американских ученых, убедительно доказали, что основным источником электромагнитного загрязнения в бухте Сан-Франциско является скоростная транспортная система.
В январе — феврале 1994 г. сотрудники ИЗМИРАН провели специальный мониторинг магнитных полей в Санкт-Петербурге. Измерения делались в центральных районах города и на двух геомагнитных обсерваториях, расположенных на расстоянии 30 и 90 км от Петербурга. Результаты потрясали — уровень техногенных магнитных полей в городе был в тысячу раз выше, чем в его окрестностях.
— Нам удалось выяснить, что наиболее сильные поля (достигающие 1 мкТл) создаются трамваями и поездами метро, работающими на постоянном токе, — рассказывает заведующая лабораторией магнитосферных исследований, доктор физико-математических наук Марта Тясто. — Обычно техногенные магнитные поля на расстоянии 100 м от источника загрязнения сравнимы с естественными. В нашем же случае интенсивность ультранизкочастотных магнитных полей около метро превышала природный фон в сотни тысяч раз.
По всей видимости, растекаясь от рельсов, электрические токи концентрируются на металлических поверхностях подземных трубопроводов, на коммуникационных кабелях и других предметах, имеющих более высокую проводимость, чем земля, существенно увеличивая электромагнитное загрязнение Санкт-Петербурга. На нашем здоровье все это отражается крайне негативно.
Инфаркт подкрался незаметно
Вначале 1980-х ученые из Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН (ИЗМИРАН) попытались выяснить, каким же образом низкочастотные магнитные поля влияют на здоровье человека.
При анализе медико-статистических данных служб скорой помощи Москвы и Ленинграда была выявлена интересная закономерность. В конце недели число инфарктов в Ленинграде и Москве уменьшалось на 70 и 20% соответственно. Число инсультов в Москве (данных по Ленинграду не было) сокращалось на 10%.
— Отсутствие семидневной вариации в данных о других заболеваниях указывало на то, что главная причина столь странной периодичности с минимумом в субботу и воскресенье не связана с оттоком населения из города в эти дни, — рассказывает Марта Тясто. — Более того, нами было замечено, что среднее число инфарктов и инсультов в праздники, приходящиеся на рабочие дни недели, равняется их среднему числу в выходные дни.
Это доказывает, что данную периодичность нельзя рассматривать, как синхронизацию внутреннего семидневного цикла биоритмов человека. Она связана с социальной организацией нашей жизни, основанной на чередовании рабочих дней и дней отдыха.
— Возможность того, что большое число людей, страдающих этими заболеваниями, не вызывают врача в субботу и воскресенье, также маловероятна, — продолжает Марта Ильинична, — иначе следовало бы ожидать максимального числа вызовов в понедельник, но этого не наблюдается.
В качестве рабочей гипотезы ученые предложили рассматривать техногенные магнитные поля в ультранизкочастотном диапазоне как возможную причину недельной вариации числа инфарктов миокарда. И действительно, кривые изменения магнитных полей и числа инфарктов в Ленинграде практически полностью совпадают.
— По всей видимости, резкое уменьшение числа инфарктов в выходные и праздники связано со снижением в эти дни уровня промышленных магнитных полей и уменьшением количества населения, пользующегося электротранспортом, — считает Марта Тясто. — Более слабое уменьшение числа инфарктов в Москве может быть связано с повышенным, по сравнению с Ленинградом, магнитным фоном и увеличением количества людей, пользующихся электротранспортом (вспомните «колбасные электрички» начала 1980-х).
В 1990-е гг. работы в этом направлении были продолжены. В центре внимания исследователей оказались работники железной дороги, по роду своей деятельности подвергающиеся воздействию электромагнитных полей.
Постой, паровоз, не стучите колеса…
С помощью специальной компьютеризированной магнитометрической системы, разработанной в санкт-петербургском филиале ИЗМИРАН, были проведены исследования магнитных полей с частотой 0–200 Гц в российских электропоездах. Типичные изменения магнитного поля в кабине машиниста и обычных вагонах электрички составляли 10–60 мкТл, в моторных вагонах электрички — 80–120 мкТл.
Проанализировав 12 тысяч больничных листков машинистов различных типов поездов и разных возрастов за 1975–77 гг., исследователи выяснили, что в среднем машинисты электричек в 1,35 раза чаще, чем машинисты электропоездов, страдают от респираторных, желудочно-кишечных и кожных заболеваний, травм и несчастных случаев. Иначе обстоит дело с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
У машинистов электропоездов ишемическая болезнь сердца встречается в 2,27 раза чаще, чем у машинистов электричек, причем страдают ею даже люди, не достигшие тридцатилетнего возраста.
Учитывая, что обе группы машинистов испытывают совершенно одинаковый «рабочий стресс» и подпадают под влияние «классических» факторов риска для сердечно-сосудистых заболеваний, связанных с питанием, курением и т.д., причиной возникновения и развития ишемической болезни у машинистов электропоездов можно считать магнитные поля.
В ходе дальнейших исследований, выполненных в рамках международного гранта «Интер-Коперникус», удалось выяснить, что и на швейцарской железной дороге машинисты электропоездов болеют на 25% чаще, чем среднестатистические железнодорожники. Да и умирают они от сердечно-сосудистых заболеваний чаще и в более молодом возрасте.
Таким образом, можно считать установленным фактом, что «слабые» магнитные поля, которыми изобилует городская среда, представляют реальную опасность для здоровья человека. Дело, казалось бы, за малым — узнать, какие параметры электромагнитных полей (величина, спектральный состав, форма волны, длительность воздействия…) вредны для здоровья человека и принимать соответствующие меры, но это-то как раз и невозможно. В биологии до сих пор нет общепринятой теории, объясняющей влияние слабых электромагнитных полей на живые организмы…
Разумно ли в этой ситуации вносить в окружающую среду Санкт-Петербурга еще один мощный источник электромагнитного загрязнения, которым будет являться «надземный экспресс»?
— Я считаю, что необходимо изыскать деньги на исследование ультранизкочастотных магнитных полей в городской среде Санкт-Петербурга, разработать медико-санитарные нормы и только после этого начинать строительство «воздушного экспресса», — говорит Марта Тясто.
Вот только захотят ли власти прислушаться к ученым?
Елена Журавлева,
Санкт-Петербург
Российская врачебная газета «Медицинский вестник», № 17, 18, июнь 2002 г.
Узнайте, как защититься от вреда ЭМИ!